Мда, случается... В одном из предыдущих постов я рассказывал о cancel culture – «культуре отмены», распространившейся за последние годы преимущественно в англоязычном мире. Впрочем, это не единственное социальное явление, связанное с понятием политической корректности, которая принимает в последнее время самые невероятные формы.
Культура – многообразное явление. Среди её граней – и язык, и искусство, и традиции, и национальная кухня, и тенденции моды. Всё это зарождается в определённой этнической среде, а затем выходит за её пределы и служит для соответствующей среды своего рода визитной карточкой. Все к этому давно привыкли и не задумываясь заимствуют у других народов то, что
кажется интересным и привлекательным.
Всё бы так и продолжалось, если бы не остановился на этом явлении пристальный взгляд поборников политкорректности – борцов за всё хорошее против всего плохого. Искренне возмутились они и обозвали этот процесс «культурным присвоением» (cultural appropriation).
Как так?! – вскричали они, - какое право имеют белые люди заплетать свои волосы в дреды, это же эксплуатация африканской культуры. Писательница Сара Ли негодует, что многие модницы с помощью мейкапа придают своим глазам стиль «лисий глаз» (fox eye), это ведь воровство особенностей азиатской антропологии. А вы у азиатов спросили разрешения? – вопрошает она.
Чернокожую танцовщицу Морган Буллок затравили за исполнение ирландского танца. Она побеждает на всех конкурсах, а лицензии от ирландцев никто у неё не видел. Досталось и семейству Кардашьян. Накачали себе, понимаешь, пышные африканские формы и не подумали, насколько обидно это может быть для природных носителей этих форм. Их окрестили «культурными стервятниками» (cultural vultures) и обвинили в blackfishing – присвоении культурных и физиологических особенностей чернокожих.
И понеслось. Закрываются рестораны национальной кухни, если среди владельцев и персонала недостаточно представителей соответствующей национальности. Осуждаются люди, носящие одежду, характерную для какой-нибудь этнической группы без разрешения этой группы. Хотя порядок получения такого разрешения не проработан. Дошло до того, что если вы разместили в интернете фотографию блюда собственного приготовления, но не соответствующего вашему этническому происхождению, вас обвинят в «культурном присвоении».
Представьте себе. Задумали вы приготовить плов, а вас грозно спрашивают: А где разрешение от узбеков? Ты кто, русский? Вари щи! А ты, грузин, даже забудь про борщ, ешь сациви.